10 причин читать книги
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребёнка. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? Какие могут быть мотивы для чтения?
1) Если вы способны уделять детям больше внимания, они поймут, что вы их любите.
2) Чтение для детей делает их читателями в будущем.
3) Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
4) Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
5) Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
6) До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
7) Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребёнка.
8) Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребёнком
9) Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
10) Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.
Памятка для родителей
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши пожелания исполнятся.
- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
- Выбирайте для чтения книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
- Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не очень понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребёнка.
- Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развивать у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей, в котором читают все по очереди. Время такого чтения – примерно 40-45 минут.
- Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
- Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребёнка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
- Попытайтесь вместе с ребёнком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
- защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
- меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
- право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2.Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3.Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4.Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.